Новости
UHD
Производство
Внестудийное производство
Звук
Хранение
Инфраструктура
Кино
Спутник
Конференции и семинары
 
Акции
Учеба
Видео
Блоги
Вы здесь: Главная >> Конференции и семинары >> Приближаясь к реальности
Приближаясь к реальности
22.07.2013, Василий Трофанюк
Приближаясь к реальности

Любопытство, лень и алчность всегда были стимулами развития человеческой цивилизации и научно-технического прогресса. Если говорить о 4К, то первопричиной его появления стала именно последняя. Или, правильнее будет сказать, необходимость сделать кинопроизводство и кинопрокат более конкурентоспособными.

Дело в том, что производство фильмов традиционным способом (на целлулоидной киноплёнке) достаточно дорого, всегда сопряжено с некоторыми рисками и требует дополнительных затрат на создание копий, транспортировку, хранение и т. д. Кинопрокатчики испытывают серьёзное конкурентное давление со стороны поставщиков кабельного и потокового видео, чьи расходы на соответствующие процессы значительно меньше или отсутствуют вовсе.

Попытки снимать кино на цифру предпринимались с 90-х годов прошлого столетия. Одним из первых был Джордж Лукас (George Walton Lucas, Jr.), всегда отличавшийся открытостью к новым технологиям. В 1999 году он снял четвёртый фильм киносаги «Звёздные войны», который получил название «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (Star Wars Episode I: The Phantom Menace). Частично съёмки проводились в HD, и монтировалась лента с использованием станций нелинейного монтажа. Уже следующую свою работу «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов» (Star Wars. Episode II. Attack of the clones) Лукас полностью снял на ТВЧ-камкордер Sony HDW-F900, разработанный Sony и Panavision.

Стоит напомнить, что годом раньше, в 2001-м, с помощью камер Sony HDW-F900 сняли «Видок» - первый полнометражный кинофильм, созданный с использованием только цифровых технологий. Финальный монтаж и обработку изображения выполняли при помощи системы чистового киномонтажа iQ компании Quantel.

Но HD не обладало достаточно высоким разрешением для экранов кинотеатров. Зрители в первых рядах кинозала были вынуждены видеть смягчённое изображение или сетку из отдельных пикселей, что портило общее впечатление от просмотра картины.

Нужны были новые решения и, главное, новые стандарты цифрового кино.

В марте 2002 года семь ведущих киностудий Голливуда (Disney, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, Fox, MGM, Universal Studios и Warner Bros. Studios) создали организацию Digital Cinema Initiatives (DCI), которая взялась за определение единых спецификаций и требований для цифрового кино, координацию в области цифрового кинематографа.

Результатом деятельности DCI стало появление спецификаций двух новых форматов: 2K и 4K. В них были определены подробные требования к различным этапам цифрового кино: мастеринг, компрессирование, пакетирование, транспортировка, кинотеатральные системы, проекция, безопасность.

Поскольку стандарты 2К и 4К разрабатывались для кино, то разрешающая способность традиционно считалась по округлённому количеству элементов изображения (пикселей) по длинной (горизонтальной) стороне кадра. Для 2К и 4К они составляют порядка 2 000 и 4 000 пикселей соответственно. Это и дало название форматам.

Точное количество пикселей зависит от соотношений сторон кадра

Обычное 2D:

2K, широкоэкранный (Scope 2.39:1), разрешение 2048 x 858 пикселей;

2K, кашетированный (Flat 1.85:1), разрешение 1998 x 1080 пикселей;

4K, широкоэкранный (Scope 2.39:1), разрешение 4096 x 1716 пикселей;

4K, кашетированный (Flat 1.85:1), разрешение 3996 x 2160 пикселей;

Стерео 3D:

2K, широкоэкранный (Scope 2.39:1), разрешение 2048 x 858 пикселей;

2K, кашетированный (Flat 1.85:1), разрешение 1998 x 1080 пикселе.

Сегодня режиссёры все чаще выбирают цифру (в частности 4K) для съемок полнометражных фильмов. И это неудивительно, поскольку цифра дает небывалую степень свободы, которая раньше была доступна только телевидению. Использование цифры позволило сразу же просматривать отснятый материал, делать необходимое количество дублей без особого утяжеления бюджета, работать над компьютерной обработкой изображения и визуальными эффектами практически в режиме реального времени. Отсутствие этапа проявки материала значительно сократило время съемки и сократило расходы на производство.

«Практически с тем же составом группы, что и на «Эпизоде I», я мог снимать 37, а не 26 кадров в день, работать с опережением плана, не тратить ночные часы на просмотр текущего материала, не ждать перезарядки кассет и не терять времени на прочие подобные вещи. Все это ускоряло процесс в условиях большого объёма ежедневных работ», - Джордж Лукас

Применение вместо привычных декораций компьютерной анимации и цифровых визуальных эффектов добавили зрелищности. Отчасти оценить всё это можно, просмотрев одну из новинок, которые сейчас идут в прокате украинских кинотеатров и полностью сняты в 4К - фильм режиссера М. Найта Шьямалана «После нашей эры» (M. Night Shyamalan; After Earth). Сказав «отчасти», я имел в виду, что далеко не все кинотеатры имеют цифровые проекторы для демонстрации 4К, потому фильмы часто переводят на пленку.

Новый формат 4К заинтересовал и телевизионщиков. По предложению японской NHK Science & Technical Research Laboratories в августе 2012 года Международным союзом телекоммуникаций (International Telecommunication Union, ITU) были приняты рекомендации для технических характеристик стандарта Ultra HD или UHDTV (Ultra High Definition Television - телевидения сверхвысокой четкости), куда были включены два цифровых формата 4K UHDTV1 (3840 х 2160 пикселей) и 8K UHDTV2 (7680 х 4320), Рекомендация BT.2020.

Выбор именно такого количества пикселей, вероятно, продиктован удобством исчисления, поскольку 4К UHDTV1 и 8К UHDTV2 получаются ровно в 4 и 16 раз больше стандартного кадра HD (1920 х 1080).

Стоит заметить, что данные стандарты не возникли мгновенно, над ними работали раньше. Еще в 1994 году ITU разработала первую единую мировую Рекомендацию ВТ.1201 «Изображения со сверхвысокой четкостью», где было выделено несколько уровней, кратных формату 1920 × 1080 пикселей: HRI-0 (1920 × 1080, уровень соответствует формату HD), HRI-1 (3840 × 2160, уровень соответствует формату 4К), HRI-2 (5760 × 3240) и HRI-3 (7680 × 4320, уровень соответствует формату 8К).

Основными преимуществами UHDTV над HDTV являются возможность просмотра очень качественной телевизионной картинки с близкого расстояния, не замечая пиксельной структуры изображения, возможность выпускать телевизоры с большим размером экрана, увеличенным цветовым пространством и контрастностью изображения.

Сегодня все больше появляется камер, телевизоров, проекторов и других устройств с поддержкой Ultra HD. В начале 2009 года HDMI выпустила высокоскоростной интерфейс версии 1.4, где была впервые добавлена поддержка разрешения 4K. Годом позже сервис YouTube включил поддержку видео в 4К. Недавно появилось сразу несколько камер в 4К: JVC GY-HMQ10, Canon EOS C500 и прототип 4K Camcorder от Panasonic. На выставке NAB-2013 в Лас-Вегасе можно было увидеть компактный профессиональный 8K-камкордер от NHK Science и Hitachi Kokusai Electric.

Немного сдерживает развитие Ultra HD тот факт, что видеофайлы имеют огромный размер и требуют большой скорости передачи данных. Уже существующие алгоритмы кодирования, как правило, позволяют сжимать данные около 100:1, но этого недостаточно.

Вероятно, новые форматы видеокомпрессии в скором будущем упростят эту проблему. Одним из них является компрессор Н.265, более известный как HEVC (High Efficiency Video Coding - высокоэффективное видеокодирование), позволяющий сжимать данные до 450:1. Этот кодек уже использовался NHK и BBC в ходе проведения пробных UHDTV трансляций Олимпийских игр в Лондоне 2012 г., а во время испытаний европейским спутниковым оператором SES (проводилась спутниковая трансляция 4K видео) HEVC оказался на 50% эффективнее показателей предыдущего кодека MPEG-4 AVC (H.264).

Кроме этого, в настоящее время активно разрабатываются системы трансляции UHDTV программ по спутниковым и кабельным каналам связи, в ассоциации Blu-ray работают над повышением емкости дисков.

Спутниковый способ передачи Ultra HD-трансляций представляется сейчас самым перспективным, поскольку имеет достаточную емкость и скорость потока для обслуживания DTH, кабельных и IP-домохозяйств. В этом году сразу два спутниковых оператора (SES и Eutelsat) запустили в Европе демоверсию телеканалов в стандарте 4K. Но в отличие от Eutelsat, который передает данные в MPEG-4, используя 4 потока HD, SES использует более эффективный кодек HEVC, что позволо делать передачу одним потоком.

Наиболее активно внедрение Ultra HD ведется в Японии. По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций этой страны, регулярное вещание в 4К запустят с 2014 года, а к летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро в 2016-м NHK планирует запуск нескольких телеканалов уже в разрешении 8К.

Некоторые скептики, часто говорят о том, что сейчас существует очень мало контента Ultra HD качества, и его будет недостаточно для регулярных трансляций. Эти опасения небезосновательны, но разрешимы. Все больше новых фильмов и программ уже выпускаются в Ultra HD или имеют потенциальную возможность для конвертации. Приличный потенциал сохраняется в трансляциях спортивных событий.

В начале этого года, японская корпорация Sony заявила, что готова на базе своей дочерней компании Colorworks в Калвер-Сити (США) запустить производство по реставрации и переизданию (ремастерингу) старых фильмов в Ultra HD.

Массовый переход на Ultra HD сдерживает и достаточно высокая цена на телевизоры, поддерживающие этот формат. Так 84-дюймовый 4К Sony XBR-84X900 в США стоит около $25 000, а 55-дюймовый Sony KD-55X9000A обойдется в $5 000.

Относительно цены 8K-телевизоров аналитик авторитетной консалтинговой компании Gartner Пол О'Донован (Paul O'Donovan) в интервью ВВС заявил: «Я подозреваю, что мы не сможем увидеть 8K-телевизоры дешевле $10 000 примерно до 2025 года. За $10 000 можно будет купить 55-дюймовый телевизор, который предложит очень качественные картинку, четкость и цветопередачу. Если же вам понадобится телевизор большего формата, то готовьтесь платить еще больше».

Что касается кино, то основные компании по производству проекторов для кинотеатров (Sony, Barco, NEC и Christie) уже выпускают 4K-системы, но они тоже достаточно дороги. Попытку сделать оборудование более доступным сделала компания Red. Недавно она выпустила 4К-проектор LASER REDrey Projector и предлагает его по цене до $10 000. Это может быть хорошим вариантом для небольших кинотеатров.

 

Высокое качество изображения, более детальная картинка, качественная передача динамических изображений большого размера и очевидные выгоды (в том числе и финансовые) в кинопроизводстве — очень большие плюсы Ultra HD и 4К в частности. Для кино дополнительными плюсами являются возможность передачи копий кинофильмов непосредственно в кинотеатры и запуска проката фильмов одновременно по всему миру, усиление контроля соблюдения авторского права и стабильное качество вне зависимости от количества сеансов. При решении вопросов оптимальных средств доставки материалов сверхвысокого разрешения, увеличения количества контента и снижения цены для потребителя (что, несомненно, случится со временем) у этого формата есть все шансы стать популярным на рынках некоторых стран и в определенных сегментах теле- и кинопроизводства.

Теги:         Ultra HD    Кино    HD    Sony    Quantel    NHK    NAB
 
Поделиться материалом:
Дополнительные действия:   Версия для печати
Самое читаемое:
Комментарии: Добавить комментарий:
Статус:
Код с картинки:
Имя:
Комментарии:

Разное
;
Новости
10.09.2018
Лицензия IMAX Enhanced позволит пользователям выбрать устройства и контент, «обеспечивающие новый уровень качества погружения в картинку и звук».
08.09.2018
Это будет серия коротких видеороликов, в которых главными героями выступили те, кто обычно находится за кадром любимых зрителями проектов СТБ.
07.09.2018
4 сентября на канале ICTV стартует долгожданная премьера комедийного сериала «Папаньки» от «Дизель Студио».
07.09.2018
Уже четвертый раз украинцы будут выбирать блогеров нашей страны, которым доверяют.
Анонсы событий
30.08.2018
Сегодня, 30 августа 2018 года, в 21.30 компания Lenovo в рамках прямой трансляции с выставки IFA 2018 сообщит о своих последних новинках.
28.08.2018
С 14 по 18 сентября в выставочном комплексе RAI в Амстердаме (Нидерланды) пройдет крупнейшее европейское событие, посвященное технологиям в отрасли телерадиовещания.
08.08.2018
Компанія Samsung Electronics заінтригувала світ анонсом нового пристрою.
27.07.2018
Открыт специальный сайт, опубликован первый рекламный видеоролик новинки.